Код:

Lilitochka-club

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Lilitochka-club » Байкал » Аномалии Байкала


Аномалии Байкала

Сообщений 31 страница 42 из 42

31

Тайны Байкала: мистические места силы самого крупного озера России
   

Озеро Байкал известно не только своим красивейшим видом и глубиной, но так же как одно из самых загадочных и таинственных мест на земле. Местное население издревле поклонялось шаманским духам и делало для них жертвоприношения. В этой статье вы познакомитесь с этими легендарными местами и узнаете, как до них добраться.

МЫС РЫТЫЙ

Мыс Рытый расположен на западном берегу Байкала, напротив самого широкого места озера. Для местного населения это место является священным и запретным для посещений. Ни под каким предлогом ни один из аборигенов не соглашается высаживаться здесь на берег.
Некоторые считают, что на этом месте когда-то был древний город, о чем свидетельствует искусственная каменная стена. Другие говорят о повышенном радиоактивном фоне. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.
На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй, связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим в сочетании с местными шаманскими запретами посещать священный мыс сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в глубь ущелья, а их рассказы о загадках Рытого превратили его в главное аномальное место на Байкале. Последние годы вокруг этого района сложено немало легенд. Ответвляющий разлом ущелья р. Риты обладает аномальными особенностями, и с древних времен на его посещение наложено табу местными жителями. Больших причин нет нарушать эти запреты и сейчас, нет смысла просто ради любопытства заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища. Шаманские заклятия действуют и в наше время, в этом легко убедиться, отследив судьбу людей, нарушавших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них преждевременно и скоропостижно ушли из жизни. По местным обычаям, нельзя проезжать мимо этого места, не почтив духов Рытого.

https://a.radikal.ru/a15/1811/0b/401651c0ba39.jpg

МЫС ХОБОЙ

Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») — самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.
Местное название скалы — Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это — окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» — превратили ее в скалу.
Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак — красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/0/4/5/9811540.jpg

С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа — к большой удаче.

Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/3/4/5/9811543.jpg

0

32

СКАЛА ШАМАНКА

Одно из самых загадочных байкальских мест — скала Шаманка на мысе Бурхан, состоящая из белого мрамора, гранита и кварца.
Шаманка ранее именовалась «камень-храм». Первые исследователи Байкала — в частности, известный российский исследователь Владимир Обручев — отмечали, что это место вызывает суеверный ужас прибайкальских бурят. Никто, кроме шамана, не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина Байкала. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты.
Через скалу Шаманка насквозь проходит пещера. По меркам спелеологов, она не столь уж большая: длина — примерно на 12 метров, в ширина — до 4,5 метров, высота — местами 6,5 метров. Однако, именно эта пещера стала центром культового поклонения.
Буряты были уверены, что в пещере Шаманской скалы живет эжин — хозяин Байкала. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах — сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с небес вершить суд над людьми и выбрали разные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай поселился в пещере Скалы Шаманка.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/6/4/5/9811546.jpg

По свидетельствам жителей поселка Хунжир, расположенного неподалеку от мыса Бурхан, на протяжении столетий пещеру посещали шаманы многих народов, населявших древнюю Сибирь. Жрецы языческих религий проводили в пещере ритуалы, связанные с очищением родовой кармы и снятием проклятий; впадая в транс, получали возможность созерцать картины прошлого и будущего.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/8/4/5/9811548.jpg

0

33

МЫС БОГАТЫРЬ

Большой притягательностью для служителей шаманских культов с незапамятных времен обладает Богатырь — мыс самого крупного байкальского острова Ольхон. Старинное название мыса — Огненный — связано с тем, что первые русские путешественники, приплывшие к острову в конце XVI века, неожиданно увидели огромный столб огня, взметнувшийся перед ними из байкальских вод к небу. Огненная стена будто не пускала иноземцев на священную землю острова. Подобное явление на мысе время от времени отмечалось и позже.

Со слов бурятского шамана Уирбека известно, что на мысе Богатырь принято проводить ритуалы, связанные с заклинанием стихий силы: огня, ветра и воды. Вплоть до первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племен и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола. Считалось, что попав в это место, будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу и получает долголетие.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/1/5/5/9811551.jpg

ОЗЕРО ШАРА-НУР

Неподалеку от Байкала, по пути к пади Ташкинэй, окруженное дремучим лесом и сопками, расположено небольшое озеро Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает «Желтое озеро». Подобное название оно получило за мутный цвет воды, чрезвычайно насыщенной сероводородом. По этой причине в наши дни водоем привлекает людей, страдающих заболеваниями суставов. Говорят, недуг бесследно проходит после нескольких купаний больного в водах Шара-Нура. В прежние же времена местное население боялось погружаться в озеро, так как верило, что в нем обитает гигантский желтый змей — Шара-Каая.

Местные легенды гласят: когда-то в этих краях жил смелый богатырь, который прогневил злого духа Эркина, не уступив ему в жены свою красавицу сестру. В наказание злой дух превратил богатыря в огромного змея, повелев ему вечно жить в водах озера и питаться падалью озерной да человечиной. Считается, что именно поэтому в Шара-Нуре никогда не находят тел утопленников — их поедает Шара-Каая. Правда, по предположению ученых, Шара-Нур, расположенный более чем на 100 метров выше уровня моря, соединен с Байкалом сетью подземных туннелей, через которые вместе с вытекающей водой и уходят тела утопленников. Однако и в наши дни местные охотники и рыболовы утверждают, что иногда слышат доносящиеся из мутных вод звуки, похожие на рычание неведомого гигантского существа.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/2/5/5/9811552.jpg

0

34

ГОРА АЛХАНАЙ

Самая высокая гора на территории Агинского Бурятского национального округа — Алханай (1665 м) — связана с историей буддизма и именем Чингисхана.
Это одна из буддистских святынь бурят. У ее основания находится храм Великого блага. Одно из интересного здесь – естественный грот, в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается целебной. Верующие пьют воду и делают подношения – зерном или монетами.

Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги. А главным покровителем самой высокой точки Алханая является божество Дэмчог — один из пяти главных Будд, имя которого в переводе с тибетского языка означает Вечное благо.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/3/5/5/9811553.jpg

СТОЛ ЧИНГИСХАНА

Легендарное место, связанное с именем великого воина, — это Стол Чингисхана («Чингис хаанай шэрээ») в междуречье Угутэрэ и Барун-Хандагай. Он представляет собой огромный валун, на который, по легенде, были нанесены древние письмена. Расположен в предгорьях Тункинских Гольцов, в 4 км западнее бывшего Хандагатайского дацана. Его размеры – 8х6х1,5 м, форма снизу яйцевидная, а сверху плоская.

С северной стороны «камень-стул» размером 3х1,5 м. Почитаемое у местных жителей место совершения буддистских и шаманских обрядов.
Очень большое значение вкладывается в слово «шэрээ»: это не просто стол, а престол.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/8/5/5/9811558.jpg

0

35

БЕЛАЯ ГОРА

Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района — с. Багдарин. Село названо в честь горы – ее эвенкийское название Багда-урэ (белая гора).

Высота горы — 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов.
Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/2/6/5/9811562.jpg

ГОРА ЖИМА

Жима – высочайшая точка Ольхона, являет собой гору 1276 метров высотой над уровнем моря. Находится на востоке острова, на мысе Ижимей.
«Ижимей» уходит корнями к слову «эжин», означающему «хозяина местности». В шаманской мифологии древних говорится о боге грома, отпрыске самого Божественного Неба, возжелавшим обитать подле знаменитого ольхонского шамана Нагре-бо. Позднее дворец горы Жима перешел чете шаманов, Угэтэ-нойон переселился ближе к кромке воды.
Аборигены чтят гору, относятся к ней как святыне. Согласно преданиям, на Жиме обитали боги и духи. Макушку горы раньше венчала избушка, сложенная из дерева, также стоял сосновый шалаш, созданный руками ольхонских шаманов. Воплощение духа горы – седовласый и бородатый старик. Местные жители нередко рассказывали истории о заплутавших путниках, коим помог выйти к людям некий древний старец.
Восхождение на гору вкупе со спуском займет весь день, а тропа как таковая попросту не существует. Идти придется, прибираясь сквозь густые заросли леса и источников воды на пути не встретится. Поэтому живительную влагу стоит захватить с собой.

https://www.baikal-olkhon.ru/pic/b75738f11b098e63a7afacd95ec0cebb/naprotiv_gory_zhima_baikala_imeet_max_tochky_glybiny%20(2).jpg

0

36

ГОРА ЕХЕ-ЁРД

На правом берегу реки Анги всего в двух километрах от Байкала, в восьми километрах от поселка Еланцы над долиной возвышается в форме купола курган высотой в 42 метра. Очертания кургана, сложенного гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, кажутся рукотворными, хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди. Нет и на горе Ерд или рядом характерных обо — культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к горе Ерд, во время какого-либо праздника приносили или привозили камни.

Гора Ехе-Ёрд находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки к священной горе на берегу озера Байкал, напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины реки Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. О древности рисунков свидетельствует и то, что нижние из них засыпаны осадочными породами. Древние рисунки включают в себя большое количество изображений бегущих оленей и рисунки рогатых людей.

Здесь, начиная с 2000 года, после перерыва длиною в сотню лет, раз в четыре года проводится Фестиваль коренных народов Байкала (Ердынские игры). Устные предания об играх сохранили главным образом ольхонские буряты. Обобщенные сведения о них сводятся к следующему. Игры проводились либо один раз в году, весной, в мае, когда земля покрывалась свежей зеленью, либо дважды в году, весной и осенью. Главным событием на играх выступает многодневный круговой танец ехор вокруг сопки Ехе Ерд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо иметь не менее700 участников. Когда не собиралось на празднества такого количества людей, то игры считались неудачными, и приехавшие разъезжались. В соответствии с этим и в целом год признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось много народу, до 2 — 3 тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней, причем танец ехор танцевали вокруг сопок и днем, и ночью, а за время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви. Во время праздника на вершину горы Ерд поднимались только шаманы, больше никто не имели такого права.

https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/510/fc57df41-56e1-4e9f-be22-38340b64b1d9_jpg_940x660_x-True_q92.jpg

0

37

ГОРА-БЫК (БУХА-НОЙОНОЙ-ХЭБЭТШЭ — СВЯЩЕННАЯ ГОРА)

Гора возле села Торы Тункинского района Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона — земного божества, покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты.

https://goru.travel/storage/app/uploads/public/5ac/338/1cb/5ac3381cb4f8a010243503.jpg

0

38

Хан Будак

Более пяти столетий назад вместе с традиционными языческими верованиями в байкальской местности начал распространяться буддизм. Во многом этому способствовали кочевые племена маньчжуров, монголов и других народностей Центральной Азии. Именно в это время Байкал становится одним из древних центров буддийской религии. На его многочисленных островах
возводились храмы-дацаны, особая энергетика священного озера притягивала к себе монахов и отшельников, искавших просветления среди суровой и одновременно неповторимой природы Байкала. С некоторыми из них связан ряд поздних легенд и преданий. Так, на рубеже XIX-XX веков большую известность приобрел буддийский отшельник Хан Будак, живший на Байкале на острове Ольхон.
Случайно обнаруженный рыбаками-староверами, этот человек на долгие пятнадцать лет стал объектом поклонения людей разных вероисповеданий. Хан Будак обитал в пещере, и его никто и никогда не видел. Лишь только его необычно высокий гортанный голос, вещавший из-за каменной перегородки с узким отверстием, указывал на его существование. Согласно многочисленным слухам и преданиям, возникшим вокруг Хана Будака, этот отшельник имел не то бурятские, не то эвенкийские корни и говорил на очень древнем наречии, на котором когда-то общались все азиатские народы. Местное население приносило в пещеру к невидимому отшельнику дары - рыбу, пушнину, дичь. Однако, по свидетельству паломников, все принесенные продукты оставались нетронутыми, и потому употреблялись в пищу приезжавшими за помощью к Хану Будаку людьми. Само же общение паломников с таинственным отшельником строилось по следующему принципу: если гость задавал вопрос о каком-либо действии или поступке и не слышал в ответ никакого звука, то этого делать не следовало. Если же на заданный вопрос отшельник начинал что-то бормотать - вопрошавший находился на правильном пути.
В рождественскую ночь 1914 года отшельник вдруг замолчал. Как оказалось, навсегда. Старики стали утверждать, что исчезновение Хана Будака - есть предвестие страшных бедствий. Была вскрыта каменная перегородка, из-за которой вещал отшельник. В небольшом каменном гроте, не имевшем никаких ходов, исследователи наткнулись на деревянные башмаки очень маленького размера. Более ничего не указывало на недавнее присутствие в этой мрачной камере таинственного предсказателя...

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/0/3/6/9811630.jpg

0

39

Призрачная конница

Уже в наши дни, отплыв далеко от берега, многие туристы и путешественники становятся свидетелями необычного явления, когда в тумане вдруг появляются очертания скачущей конницы. Местные жители связывают с этим явлением еще одну легенду. Согласно ей, несколько столетий назад, когда зима выдалась настолько холодной, что все озеро покрылось толстым слоем льда, грозный и жестокий бурятский правитель Хасан Чосон, собрав несметную армию, двинулся покорять эвенкийские племена. Чтобы сократить путь, конница правителя направилась по льду Байкала к противоположному берегу. Но, видимо, боги разгневались на жестокого бурятского царя. Когда армия Чосона оказалась уже на самом центре озера, лед треснул, и тысячи его воинов пошли ко дну. С тех пор будто бы неупокоенные души воинов этого безрассудного правителя пытаются сделать то, чего им не удалось сделать при жизни - перейти озеро.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/3/6/9811632.jpg

0

40

История кораблекрушений на Байкале.

В течение года в разных местах озера бывает от 18 до 148 штормовых дней. Сильных ураганных ветров бывает всего около двух десятков. И примечательно то, что осенью и весной - их больше, чем летом. Особенно сильны ветры с октября по декабрь в районе Ольхона: там из 100 дней 58 самых бурных и губительных для местных мореплавателей.

Самый свирепый ветер на Байкале - северо-западный, или еще его называют «горная». Именно с ним связаны самые большие катастрофы, случившиеся за последние двести с лишним лет на озере. Этот ветер наносит большой ущерб жителям побережья и особенно грозен для судоходства в районе, расположенном против долин рек Сармы, Рытой, Молокона, Солнцепада, Куркулы, Горемыки.

Еще один ветер на Байкале - страшилище из страшилищ - это сарма. Он получил свое название от одноименной реки, из долины которой он со скоростью пушечного ядра и с огромной сокрушительной силой вылетает на байкальский простор и вершит свое черное дело. Ежегодно этим ветром разрушались перевозимые по озеру плоты, а суда, не успевшие укрыться в бухтах, терпели кораблекрушения.

«Роза ветров», дующих на Байкале, не ограничивается этими «монстрами». Со стороны Бурятии над акваторией озера хозяйничают: юго-западный ветер, или култук; юго-восточный, или шелонник, а также северо-восточный со своими тремя верными «слугами» - баргузином, верховиком и ангарой.

О грозной, разрушительной силе байкальских ветров и волн ходят настоящие легенды. Из поколения в поколение передавались страшные истории о том, как неожиданно поднимавшиеся вихри уносили утлые рыбачьи суденышки в открытое море или же выбрасывали на берег и разбивали о скалы.

Даже неполный перечень крушений судов на Байкале выглядит впечатляюще. Перелистаем же символически «журнал кораблекрушений», трагический отсчет, который начинается с рокового 1774 года: тогда из-за «неимения освещения в темные ночи» (по свидетельству летописи Антона Лосева) «деревянный маяк при входе в гавань Посольской прорвы, стоявший с 1765 года, от гнилости развалился и вскоре после этого разбило 4 судна купеческих с товарами. Да и после того также терпели купцы подобные приключения, а некоторые и разорились».

До 1875 года на Байкале не было ни одного настоящего судна, способного перевозить через озеро большие партии груза. Зимой обозы купцов шли по льду Байкала и Селенги, а летом товары везли озерным и речным путем, испытывая при этом большие трудности. Вот как описывал мытарства торговых людей в 1758 году директор Кяхтинской таможни Пятов: «На Байкал-озере судов никаких не было, кроме одного малого бота, для чего купцы принуждены были переплавлять свои грузы на дощаниках, которые плавают по рекам, и от случившихся штормов теряли многие свои товары...».

С началом ледостава и открытием «санной дороги», в последних числах января начиналось движение купеческих обозов по Байкалу. Первый лед был непрочен, часто встречались полыньи и пропарины - коварные враги ямщиков. Сани и подводы, попав в такие байкальские западни, проваливались под лед и тонули вместе с лошадьми.
Один из таких драматических случаев произошел в канун Нового (по старому стилю) 1867 года близ Култука. В это селение поздним вечером прибыла «тяжелая почта» из Иркутска на семи парах лошадей. Кроме ямщиков ее сопровождали два вооруженных чиновника. Каждая тройка везла несколько больших кожаных мешков цилиндрической формы, в которых находились рублевые серебряные монеты, предназначавшиеся кяхтинским купцам. В каждом мешке хранилось по тысяче рублей.
Несмотря на непогоду, ночную тьму и вопреки уговорам местных жителей, чиновник Злотницкий, командовавший «серебряным обозом», приказал двигаться в дорогу. Секрет был прост: в Кяхте открывалась зимняя торговая ярмарка, на которую съехались не только российские купцы, но и китайские и монгольские торговцы, охочие до серебряных монет. И кяхтинское купечество обещало ему большую премию за досрочную доставку из столичного монетного двора этого ценного груза. Вот и старался Злотницкий успеть до начала кяхтинской ярмарки.
Начало зимы в тот год выдалось теплым, и Байкал стал очень поздно. Поэтому неокрепший тонкий лед не выдержал: едва первая тройка выехала на ледовую дорогу, как в мгновение ока провалилась под лед. Погибли ямщик и лошади. К счастью, остальной обоз еще не успел отъехать от берега.
В течение нескольких дней предпринимались попытки достать мешки с серебром со дна озера. Но глубина была, очевидно, слишком велика, и старания ямщиков не увенчались успехом. Так они и лежат по сей день на байкальском дне.

Летом 1888 года пароход «Николай», принадлежащий купцу A.M. Сибирякову, вел баржу, нагруженную 35 тысячами пудов хлеба, получил в борту большую пробоину и затонул. И опять виновницей гибели судна была непогода.
29 декабря 1895 года напором льда сорвало стоявший на якоре в затоне пароход «Сперанский» и приперло к берегу. Больших трудов стоило стащить его на «чистую воду».
17 января 1899 года в летописи Н. Романова читаем: «Байкал покрывался льдом несколько раз, но его разбивало. Числа 12-15 он вновь покрылся. 17 была буря, и в 12 часов дня сломало лед. Утонули 4 лошади и 2 повозки. На льдине унесло обоз в 40 лошадей, но спасены...».
«Урожайным» на чрезвычайные происшествия был 1900 год. Вот лишь несколько сообщений о драмах, разыгравшихся тогда на Байкале, опубликованных в газете «Байкал», издававшейся в Кяхте И.В. Богашевым.
«В полночь 2 октября буксируемый пароход «Лебедь» с устья Селенги в Лиственичное, паузок купца гр. Ал. Зырянова, с 800 мест чая, развившимся ветром потопило в середине Байкала. С большим трудом удалось спасти бывших на паузке людей. Также затопило привязанный к борту катер, с которого удалось спасти паровик».
«25 октября. Потерпевшая крушение баржа на Байкале была нагружена на 800 мест чая, принадлежащими гг. Синицину и Карнакову. С баржи едва удалось снять людей. Буксирный канат был обрублен, иначе катастрофа грозила и самому пароходу «Лебедь».
«Нам сообщают, что сильной бурей, бывшей на Байкале 1 декабря, выбросило паровой катер Свинина на берег в местности Тельнушка, в трех верстах от Мысовой».
«Байкал покрывался льдом несколько раз, но его разбивало. В последний раз он покрылся льдом на прошлой неделе. В пятницу пассажиры из Мысовой в Лиственичное отправились на двух экипажах, но лед был плох: переезжающим пришлось заночевать посередине Байкала. Отправились дальше и на пути утопили 4 лошади и 2 повозки.
На Байкале 17 января была сильная буря, которая взломала еще неокрепший лед, и на несколько дней проезд в Мысовую и Голоустную сделался невозможным. Несколько возов, пытавшихся перебраться, затонули у Лиственичного... Говорят, были и другие несчастья.
С ледокола видели в 3 верстах по направлению к Голоустному, как оторвало на льдине обоз лошадей. По последним известиям, люди спасены. В городе же ходят слухи об утонувших 16 переселенцах».
«Говорят, что ни в одном году Байкал не требовал столько жертв, как в этом году. Погибло много народа, а еще больше лошадей. Ночью с 16 на 17 января 1901 года спасли около ледокола 29 человек и 25 лошадей - плавали они на тонких льдинах по открытому морю».

На этом фоне авария, случившаяся с ледоколом «Байкал», выглядит вроде бы пустяковой, хотя выручать его пришлось тоже «всем миром». 29 декабря 1900 года ледокол пришел в Мысовую, с трудом пробившись сквозь толщи льда. Выгрузив вагоны и груз, он двинулся в обратный путь, но при выходе за мол напором льдин у него сломало вал, и муфта с лопастями упала на дно. Ледокол с трудом вернулся к пристани и остался зимовать в ожидании, когда будет заказан новый вал в далекой Англии. Переправу вагонов и грузов пришлось осуществлять по льду озера и на лошадях.
14 октября 1901 года пароход «Яков», ведший из Нижнеангарска на буксире три судна (первое - «Потапов» с 549 бочками рыбы, 160 рабочими и 15 членами команды; второе - судно рыбопромышленника Могилева с 250 бочонками рыбы и большой группой рабочих; третье - судно Шипунова с 240 бочками рыбы и пассажирами) и три бурятских лодки-мореходки с рыбаками, пройдя малое море и не дойдя 15 верст до маяка «Кобылья голова», попал в сильную бурю.
Сарма налетела неожиданно, свирепо. Загудела, засвистела, вздыбила озерную гладь. Волны вмиг слизали с палубы бочки и ящики с рыбой. Не выдержал буксирный канат, лопнул от напряжения, и суда одно за другим очутились во власти бушующей стихии.
Участь их была разной. Судно Могилева было выброшено на берег, а судно Шипунова смогло удержаться на якоре не более чем в 30 саженях от острой береговой скалы, о которую судно «Потапов» в ночь на 15 октября разбилось в щепки. Все бывшие на нем люди - 176 человек - погибли. На берег волны выбросили 27 обледенелых трупов. Буря длилась двое суток и была настолько сильной, что тела несчастных рыбаков и рабочих, выброшенные на берег, примерзли к скалам на высоте 10 саженей (одна сажень равна 2,13 метра - Е.Г.). Но хотя из трех лодок-мореходок две выбросило на берег, а одну разбило и утянуло на дно, все бурятские рыбаки спаслись.

В конце сентября 1902 года там же, в районе Малого моря, сильно пострадал пароход «Александр Невский» и погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки со своими семьями. Катастрофа произошла перед злополучным мысом Кобылья голова, при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские ворота.

Натиск сармы был настолько стремительным и сильным, что матросы парохода были вынуждены обрубить канат, к которому были прилеплены баржи, и те оказались во власти ветра и волн.
Одну баржу, что шла последней, выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись. А две другие кинуло на камни у мыса Кобылья голова. Было так холодно, баржи покрылись толстой коркой льда и даже немногие счастливчики, сумевшие выбраться из ледяной воды на берег, погибли от переохлаждения.
Сам пароход чудом уцелел, стоя у подветренного берега на двух якорях и с двигателем, работавшим на полный ход.

9 августа 1903 года над Байкалом пронеслась буря. Штормовое море разбило много барж и потопило несколько лодок. 30 ноября и 1 декабря того же года на Байкале опять свирепствовала буря, нанесшая значительный ущерб.
Зимние взломы ледяного покрова на Байкале - явление довольно частое. Так, например, 13-14 января 1908 года от села Бугульдейка до Харауза открылась конная переправа, а 15-16 января лед у западного берега озера взломало и девять подвод с лошадьми носило на льдинах в течение пяти суток. И 22 человека спаслись с трудом.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/1/5/6/9811651.jpg

А вот случай, тоже связанный с Байкалом, но виноваты в произошедшем оказались люди. 14 сентября 1900 года во время маневров на станции Байкал слетели в воду и ушли на глубину 17 саженей (это более 40 метров) четыре вагона с военными грузами. Так и лежат на дне байкальском «трехлинейки» и пулеметы «Максим», предназначенные для русских солдат в Маньчжурии, охранявших КВЖД.
Другая же история, связанная с байкальскими трагедиями, случилась в августе 1918 года, когда ледокол «Байкал» во время гражданской войны, вооруженный пушками, курсировал вдоль побережья озера, охраняя железную дорогу и громя скопления белогвардейцев. Перейдя в наступление, белые обрушили на ледокол огонь своей артиллерии. Зажигательные снаряды, пробив обшивку надстройки «Байкала», взорвались на палубе, перебили рулевое управление, ледокол горел факелом, а затем затонул. Команде же удалось спастись на шлюпках.
Позже корабль прибило на мелководье, возле станции Мысовой. Долгие годы, вплоть до начала Великой Отечественной войны, останки 100-метрового гиганта, имевшего три палубы и принимавшего до 30 вагонов, возвышались над уровнем воды. В дни Сталинградской битвы, когда была острая нужда в металле, верхние металлические конструкции ледокола-парома срезали автогеном и отправили на переплавку. А остов и донная часть «Байкала» до сих пор покоятся на дне озера.

Как уже упоминалось, нет официальных данных о числе чрезвычайных происшествий и катастроф на Байкале. Лишь местные «Несторы-летописцы» да и в последнее столетие журналисты пишут о байкальских драмах. Так, в местных газетах промелькнуло сообщение о том, что в 1933 году ледяные валы высотой до 20-30 метров перекрыли железнодорожное полотно возле станции Танхой и столкнули с рельсов товарный железнодорожный состав вместе с паровозом.
Весной 1960 года на судоверфи ледокол «Ангара» водоизмещением 1400 тонн был вытеснен массами льда на береговую отмель, а в Лиственичном и в порту Байкал ледяными надвигами были разрушены причальные сооружения.
В своей повести «Зыбкий берег» журналист и писатель М.П. Маликов рассказал о трагической гибели во время шторма близ Ольхона студентов-практикантов Лимнологического института, которые на катере проводили научные исследования озера.

Особого внимания заслуживает тема землетрясений на Байкале, которые здесь бывают довольно часто - в течение года до 2000. Но они, в основном, слабые и фиксируются только сейсмографами. Но примерно один раз в1 0-12 лет случаются землетрясения силою в 5 баллов, один раз в 20 лет - более сильные и разрушительные (от до 9 баллов и выше). Так, в 1862 году при 10-балльном землетрясении в дельте Селенги ушел под дно участок суши площадью до 200 квадратных километров, унеся на дно жилища и скарб обитателей пяти бурятских улусов, а также жизни людей и домашних животных. Еще до сих пор на 3-метровой глубине залива Провал видны остатки построек.
А в 1959 году при толчке такой же силы дно Байкала в эпицентре землетрясения опустилось на 15-20 метров.

По сведениям известного краеведа Эдуарда Викторовича Демина, на Байкале и раньше случались трагедии. Вот несколько типичных примеров из истории крушений.
Осенью 1772 года бот святого Казьмы Святоградца под командой штурманского ученика Ловцова при сильном ветре был выброшен на берег около Посольского монастыря. Команда спаслась, но судно было повреждено настолько, что ничего не оставалось, как только сжечь его.
В сентябре 1779-го судно с поэтическим названием «Андриян и Наталия» сорвало с якорей. Сильные волны едва не перевернули корабль, который буруном выкинуло на восточный берег Байкала. Команде удалось спастись. Позже судно было восстановлено и спущено на воду.
В ноябре 1789 года бот «Петр и Павел» под командованием штурмана Частухина был выброшен на берег в районе Листвянки. Весною 1790-го его исправили, и бот снова пустился в плавание.
Весной 1819 года новый бот, названный в честь царя «Николай», был спущен на воду и в первое же плавание попал в такое страшное бедствие, какого казенные суда никогда ранее не испытывали. Когда бот снялся с якоря, был «благополучный» ветер, но спустя какое-то время поднялся шквальный ветер. Около селения Голоустное судно черпнуло сначала одним бортом, затем другим. В результате «Николай» опрокинулся. Вся команда и пассажиры перебрались на наветренный борт, а потом на шлюпку, благодаря чему и спаслись, но, увы, не все. Пять человек из числа пассажиров погибли. О них не было никаких известий.
В 1823 году еще одно приключение выпало на долю тезки царя. Бот был сорван с якорей у Посольского Монастыря и выброшен на берег. Но в ту же навигацию его удалось исправить и спустить в суровые воды Байкала.
Место у Посольского Монастыря стало злополучным для многих судов. В 1835 году транспортный пароход «Ермак» был выброшен на посольский берег и при этом значительно поврежден.
Спустя 3 года, в 1883 году, другой транспорт «Иркутск» опять же в Посольской гавани - главном пункте переезда через Байкал от Голоусного до Посольска в устье судоходной Селенги - потерпел крушение. Судно затонуло, а команда благополучно спаслась. В те далекие времена не было возможности поднять затонувшее судно, а потому оно, по всей видимости, до сей поры лежит на дне Байкала.
В 1869 году погибли два парохода: один сгорел, другой - пропал без вести. Первый из них носил гордое имя генерала Корсакова.

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_preview/7/5/6/9811657.jpg

0

41

Работала у меня девочка-бурятка. У неё родня на Байкале живёт. Так рассказывала она, что всякие там огни, круги и прочая-прочая-прочая им не интересны. Они к ним настолько привыкли, что и не замечают. Обыденность.

0

42

Прочитала с удовольствием. Красивые места! Побольше бы пугающих легенд,чтобы плохие люди там не ходили и не пакостили.

0


Вы здесь » Lilitochka-club » Байкал » Аномалии Байкала


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC